РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Обратите внимание ребенка на погоду. Опишите этот день: яркое солнышко или оно спряталось за облаками, которые сегодня очень необычные и, возможно, на что-то похожие. В диалоге с малышом будьте эмоциональны, пусть он запомнит ваши яркие эмоции. Ищите в любой погоде положительное, прекрасное, интересное, завораживающее.
Идет мелкий снег, похожий на крупу, — поговорите об этом. Пусть малыш поделится впечатлениями, на что похож снег сегодня (соль, сахар, манная крупа и пр.).
Сравните снег сегодняшний с вчерашним. Обратите внимание на дорожки:
вчера были чистыми, сегодня замело снегом или прилетели засохшие листочки, которые совсем недавно были яркими и радовали своими красками. Используйте как можно больше синонимов, антонимов. Просите малыша повторять за вами, так он быстрее запомнит новые слова и в последующем будет их использовать в своей речи.
На улице стоит обращать внимание малыша не только на погоду, но и на состояние деревьев, кустарников в настоящее время года. Опишите процессы, которые происходят с деревьями, кустарниками, многолетними цветами в зимний период.
Попросите ребенка описать снежинку, дерево в снежном наряде и пр. Помогайте малышу подобрать нужные слова.
Выходя из дома, направляясь на прогулку, зачастую вы можете оказаться у проезжей части, пешеходного перехода. Акцентируйте внимание ребенка на том, что, подходя к проезжей части, обязательно нужно быть внимательным и не отвлекаться. На дороге опасно. Проговаривайте вслух, как нужно переходить дорогу, сформируйте собственный алгоритм (подошел к проезжей части — остановись, посмотри налево, посмотри направо, посмотри на светофор и др.) и каждый раз используйте данный алгоритм, у ребенка сформируется привычка переходить дорогу точно по правилам.
Пусть малыш проговаривает свои действия. Если ребенок любит наблюдать за различными авто и спецтехникой, рассказывайте каждый раз что-то новое о них, пусть малыш накапливает информацию. Рассказывайте о том, что наблюдать за техникой лучше с безопасного расстояния и не мешать водителю осуществлять свою деятельность.
Если вы знаете наверняка, какую спецтехнику встретите (например, вы живете рядом с остановкой общественного транспорта, полицией или пожарной частью), можно заранее подготовить четверостишие и разучить его во время прогулки.
Находясь дома, можно поиграть в речевые игры. Пример такой игры «Отгадай, что под сугробом».
С помощью игры пополняется словарный запас ребенка и активизируется речь, воспитывается ее выразительность.
Для игры понадобятся снежинки. Их можно сделать вместе с ребенком или воспользоваться готовыми. Из снежинок смастерите на столе большой сугроб. Под сугроб положите сюрприз (маленькую открытку, наклейку, угощение), так, чтобы ребенок его не видел.
Чтобы сугроб растаял, нужно рассказать о снежинках, какие они (колючие, блестящие, пушистые, холодные, ажурные и пр.). Каждое слово ребенка — минус одна снежинка с сугроба.
Помогите малышу, называйте слова по очереди. Вы говорите малознакомые малышу слова, а ребенок — знакомые ему слова.
Размер сугроба и количество снежинок зависит от возраста и способностей детей. Чем старше малыш, тем больше снежинок, так как уровень развития речи будет значительно богаче. Начинайте с 5 слов, постепенно увеличивая количество.